Работаем по всей России

8 (495) 989-23-63

Долги за ЖКХ: что делать ресурсоснажающей организации?

По данным Росстата, за период 2017-2019 годы задолженность граждан за ЖКХ выросла до 1.4 трлн. рублей. Из указанной суммы более половины платежей составляют долги перед управляющими организациями. Остальные суммы за поставку газа, электроэнергии, водоснабжение недополучили ресурсные организации. По состоянию  на 1 августа 2019 года у судебных приставов находится на исполнении более 2.2 млн. исполнительных производств. Из них более 80 % должников - физические лица. Более 150 тыс. исполнительных производств возбуждено в отношении неплательщиков – юридических лиц. 

Основными неплательщиками по-прежнему остаются граждане, которые не вносят положенные платежи за коммунальные ресурсы прямым поставщикам или лицензированным посредникам. Неуплата ресурсонабжающим организациям напрямую чаще свойственна собственникам недвижимости, расположенной в частном секторе, и юридическим лицам различной организационно-правовой формы.

Долги за газоснабжение от физических лиц составляют более 340 млрд. рублей. Задолженность перед РСО за поставку электроэнергии равна более 218 млрд. руб. Остальные суммы приходятся на оплату водоснабжения, вывоз ТБО, телефонию и т.д. 

Содержание статьи:

  1. Причины задолженности и типичный портрет должника

  2. Преимущества и недостатки прямых договоров с ресурсоснабжающими организациями 

  3. Организация отдела взыскания просроченной задолженности при ресурсоснабжающей организации

  4. Последствия накопления дебиторской задолженности для УК и РСО

  5. Как с этим справляется рынок

Причины задолженности и типичный портрет должника 

Большинство случаев задолженности перед РСО со стороны физических лиц связаны с финансовым неблагополучием в российских семьях. Многие граждане вынуждены жить в долг. Некоторые потребители предпочитают копить долги по принципу снежного кома, не обращая внимания на небольшую просроченную сумму. Но она постепенно укрупняется и обрастает штрафными санкциями. 


Картинки по запросу штрафные санкции за неуплату ЖКХ


Управляющая и ресурсоснабжающая организации вправе использовать меры предварительного воздействия на должника. Их перечень предусматривает следующие действия: 

  • направление уведомлений о необходимости вовремя погасить возникший долг. В документе содержится информация об абоненте, а также подробный расчет накопившихся долгов, с учетом штрафных санкций;

  • непосредственное общение с недобросовестным абонентом: телефонные звонки, вызов в управляющую организацию или РСО для дачи объяснений. Но подобные мероприятия могут быть проигнорированы со стороны домовладельцев;

  • оформление судебного приказа или искового заявления. ГПК РФ позволяет взыскать положенные платежи и накопившиеся пени без обращения с иском в суд. Если на приказ не направлены возражения, то долги будут взысканы в принудительном порядке, с участием судебных приставов. 

Другие распространенные причины неоплаты долгов – забывчивость, банальное нежелание. Треть неплательщиков по ЖКХ составляют собственники благоустроенной недвижимости, со стабильным доходом. Неоплата мотивируется и морально-психологическими факторами, безалаберностью, желанием противопоставить себя установленному порядку.  Государство и коммерческие структуры пытаются бороться с подобным явлением. В регионах периодически появляются данные от судебных приставов, проводящих рейды на дорогах. Арестовывается благоустроенная недвижимость, транспорт, ограничивается выезд за рубеж достаточно финансово обеспеченных должников. 

Однозначных возрастных рамок, характеризующих портрет должника на федеральном уровне, также нет. Но принято выделять критерии нарушителей платежной дисциплины. Обычно это гражданин возрастом от 30 лет, не имеющий постоянного места работы. Средняя сумма задолженности составляет 25-40 тыс. рублей. Средний срок неуплаты за услуги ЖКХ – около полугода. 

 Категории должников делятся в зависимости от суммы неоплаты. К ним относятся: 

  • Граждане, не оплатившие долги ЖКХ из-за вынужденного отсутствия или болезни. Подобные лица относятся к неплательщикам, у которых есть краткосрочная задолженность, обычно не превышающая 10 тыс. рублей. Срок неоплаты – до трех месяцев.

  • Граждане, которые не платят за услуги ЖКХ от трех до 6 месяцев. Сумма неоплаты – от 10 до 100 тыс. рублей. 

  • Злостные неплательщики, игнорирующие обязанность платить за услуги ЖКХ более шести месяцев. Сумма неоплаты обычно превышает 100 тыс. рублей. 

В законе нет четких критериев, которые делят должников на категории. Предполагается, что долги должны оплачиваться в разумные сроки – 10 числа каждого месяца, который следует за расчетным периодом. В процентном соотношении от рынка неоплаты наиболее злостные неплательщики составляют около 10 % должников. Большинство задолженности носит средний характер и составляет 50-60% от общего рынка ЖКХ. 30-40% неоплаты приходится на лиц, имеющих краткосрочную задолженность. 

В перечень неплательщиков включены лица, которые занимают различное социальное положение в обществе. В зоне риска находятся семьи без детей, граждане, проживающие одиноко, а также арендодатели жилья, полагающие, что ЖКХ должны платить наниматели квартиры или частного дома. Но эта обязанность часто не выполняется арендаторами, что становится причиной накопления долгов. 

В перечень должников по юридическим лицам входят управляющие организации, не дополучившие полученные суммы с жильцов МКД. Большая задолженность также может копиться у бюджетных учреждений. 

Преимущества и недостатки прямых договоров с ресурсоснабжающими организациями 

Управляющие организации (30-40% от общего количества) часто задерживают расчеты с РСО. Собираемость оплаты за услуги у снабжающих организаций составляет в среднем 80%, что заставляет поставщиков ресурсов работать себе в убыток. Прямой договор между собственником жилого помещения и РСО позволит осуществлять расчеты с гражданами напрямую, минуя посредников в виде управляющих компаний. Тогда УК, ТСЖ избавятся от обязанности собирать долги с потребителей. 

Управляющие организации, предоставив РСО возможность прямых взаиморасчетов с потребителями, смогут снизить налог на прибыль и перейти на упрощенную схему налогообложения. При прямом договоре исключена возможность банкротства управляющей организации из-за накопившихся долгов перед РСО. Даже если задолженность и возникла, то управляющая организация не сможет компенсировать ее за счет средств, собранных на капремонт или текущие издержки. Это позволит требовать напрямую с РСО перерасчета за плохое качество поставляемых ресурсов. 

Из недостатков таких договоров выделяют следующие особенности: 

  • необходимость различать платежные документы управляющей организации и РСО;

  • потребность реструктуризации управления РСО – организация должна будет внести изменения в устав, создать отдел по взаимодействию с физическими лицами, если ранее такого подразделения в составе юридического лица не было предусмотрено;

  • коммерческая нагрузка на РСО – при обращении гражданам для перерасчета платежей понадобятся дополнительные расходы на расширении бухгалтерии, найма специалистов по взаимодействию с клиентами. РСО придется работать с претензиями граждан, вести разъяснительную работу населения.;

  • необходимость работы с просроченной задолженностью граждан. Должны быть также исключены «двойные квитанции», запутывающие должников;

  • сложности с разграничением зоны ответственности между УК и РСО. Возможны споры по вопросу, кто за какие ресурсы и коммуникации отвечает. Так, претензии жителей о слабом напоре воды или недостаточном отоплении могут «перекидываться» между РСО и УК, которая по-прежнему обязана отвечать за управление МКД. Если жильцы подадут жалобу из-за  слабого напора воды, то РСО переложит вину на УК, мотивируя слабой напор прогнившими трубами внутри дома. В свою очередь, компании также могут ссылаться на ветхие коммуникации поставщика ресурсов. 

Не исключены проблемы, связанные с бумажной волокитой у сотрудников среднего и низшего звена РСО. На практике, РСО не торопятся заключать договоры напрямую с гражданами-потребителями, хотя подобная возможность предоставлена Постановлением Правительства РФ № 354 и ФЗ № 59 от 03.04.2018 года. При наличии прямого договора, на поставляющую организацию также возлагается обязанность передавать в РСО показания индивидуальных и общедомовых счетчиков. 

Картинки по запросу долги по жкх

Организация отдела взыскания просроченной задолженности при ресурсоснабжающей организации 

Для грамотного и эффективного взыскания просроченной задолженности целесообразно использовать специализированное программное обеспечение, например, БИТ.Управление задолженностью. Увеличив эффективность работы с должниками, повышается собираемость платежей за ЖКУ и сокращается общая задолженность.

Программный комплекс позволит оптимизировать управленческий учет благодаря формированию необходимой отчетности, прозрачному контролю за эффективностью сотрудников и разграничению доступа к информации. 

На этапах софт и хард коллекшн система обладает следующими возможностями:

- Рабочий стол сотрудника - Быстрый доступ к полной информации по должнику и истории работы с его долговым обязательством

- Планировщик задач – Удобное планирование задач на день

- Автономная Email и SMS рассылка - Информирование сотни должников за 20 минут

- IP-телефония - звонки прямо из программы, хранение и анализ разговор с должниками

- Построение сценария диалогов - Возможность не теряться в разговоре и иметь перед глазами список аргументов

Автоматизация исполнительного и судебного производства происходит благодаря функционалу:

- Печатные формы - создавайте, рассылайте, печатайте любые документы в два клика

- Интеграция с сервисом ФССП – Загружайте статус исполнительного производства дв автономном режиме

- Интеграция с сервисом ФГУП Почта РФ – Отправляйте корреспонденцию массово в два клика

- Регистрация входящей и исходящей корреспонденции

- Создание искового требования или приказа – Рассчитывайте цену иска и сумму госпошлины

БИТ.Управление задолженностью это программный комплекс, разработанный для автоматизации работы с должниками и повышения эффективности взыскания задолженности.

Последствия накопления дебиторской задолженности для УК и РСО 

Проблема с неоплатой услуг ЖКХ носит комплексный характер и предусматривает ряд социально-экономических факторов. Отсутствие вовремя поступивших средств сказывается на взаимодействии между поставщиками услуги и потребителями. Управляющая организация и РСО часто предпринимают меры, направленные на получение долгов не совсем законными способами. Могут быть использованы сторонние ресурсы и субъекты, что прямо запрещено новыми поправками в Жилищный кодекс, принятыми летом 2019 года.  

Задолженность считается составной части оборотных средств УК и РСО. Не полученные вовремя деньги снижают платежеспособность кредитора, вынуждают его искать варианты сокращения расходов. Экономия приводит к ухудшению качеству услуг, поиску новых способов получения доходов. 

Так, если управляющая компания не получила оплату за ЖКХ в полном объеме, то она не сможет своевременно рассчитаться с РСО. При злостной неуплате долга организация может лишиться лицензии и быть принудительно ликвидирована по решению суда. Отсутствие своевременно оплаты за коммунальные услуги не позволит РСО полноценно работать, модернизировать свою техническую базу. Проблематика актуальна для организаций разного масштаба. Недостаток финансирования сказывается на работе персонала организации и, как следствие, влияет на их заработную плату. 

Несмотря на установленный в ГПК РФ упрощенный механизм взыскания просроченной задолженности, реальное получение средств не позволяет возместить убытки РСО и УК в полном объеме. Дефицит финансовых ресурсов снижает коммерческую инициативу поставщика, заставляя его искать способы компенсации ущерба и убытков. Недополученная прибыль РСО и УК  вынуждает кредиторов придумывать новые способы давления на должников. 

Судебный механизм взыскания также показал низкую эффективность, так как для исполнения судебного приказа или решения суда потребуется время. Все еще существенное давление  на РСО и УК оказывают надзорные ведомства, проводя внеплановые проверки, в том числе по заявлениям граждан или недобросовестных конкурентов.

Значительная роль при взыскании платежей возлагается на судебных приставов, которые, согласно ФЗ об исполнительном производстве, могут воздействовать на должника методами финансового давления. Должностные лица вправе арестовывать имущество. Выносятся постановления об ограничении выезда за границу. РСО и УК  предоставлена возможность требовать взыскания в претензионном порядке, начислять на просроченную дебиторскую задолженность пеню. 

Картинки по запросу пеня за долги по коммуналке

Низкий уровень эффективности взыскания просроченной задолженности обусловлен недостаточно слаженной работой судебных приставов, отсутствием имущества у должника. Кроме того, РСО запрещено отключать от снабжения социально значимые объекты, у которых также может быть задолженность. Соблюдая предписания закона, организации вынуждены поставлять услуги, работая себе в убыток годами. 

Как с этим справляется рынок 

Большинство организаций предпочитает вести досудебную работу. Отделы взыскания направляют должникам претензии с расчетом суммы долга. Взыскатели вправе  разрабатывать регламенты, по которым предусмотрен порядок действий по возврату долгов. Сотрудники УК и РСО уполномочены посещать должников, выяснять причины неуплаты в ходе частных бесед. Наличие дебиторской задолженности может косвенно влиять на стоимость поставляемых ресурсов. Поставщики вправе обращаться к региональным и муниципальным властям за субсидиями и другими мерами поддержки. 

Картинки по запросу срок неоплаты ЖКХ

Компании по-прежнему пытаются взыскать платежи в судебном порядке. Низкая эффективность взыскания долгов по ЖКХ обусловлена слабой работой ФССП, а также бедностью граждан. Закон предусматривает возможность реструктуризации долга, предоставления отсрочки. Этим активно пользуются многие РСО и УК, что позволяет гражданам снизить уровень задолженности и платить с учетом реальных финансовых возможностей потребителя. 

Выход из сложившейся ситуации следующий: 

  1. Разъяснительная работа с гражданами, исключая принцип коллективной ответственности. 

  2. Надлежащая организация отдела взыскания долгов. 

  3. Возможность упрощенной процедуры получения задолженности, в том числе за счет средств государственного и муниципального субсидирования. 

  4. Исключения коррупционной составляющей. Рынок ЖКХ представляет собой «плацдарм» для мошеннических схем и способов незаконного получения прибыли. 

Стоимость услуг ЖКХ, с учетом высокого уровня задолженности по кредитам, не устраивает граждан. Рынок коммунальных услуг должен предусматривать более гибкие и равноправные условия для конкуренции, исключающие монополию. Своевременность оплаты за ресурсы ЖКХ также зависит от роста благосостояния граждан. 



Стоит прочесть

Заказать звонок

Я даю Согласие на обработку персональных данных в соответствии с Политикой Конфиденциальности