Коллекторы и звонки. Как дальше работать?
После того как в начале этого года вступил в силу закон о защите должников, коллекторам стало сложнее взыскивать долги. Сборы просроченных долгов в среднем по рынку упали на 15–20% (в зависимости от качества портфеля), рассказал директор Национальной ассоциации профессиональных коллекторских агентств (НАПКА) Борис Воронин. У «Финколлекта» сборы упали на 10% в феврале и марте, говорит операционный директор ГК «Быстроденьги» Андрей Клейменов (компания входит в группу). Коллекторская «дочка» Сбербанка «Актив бизнес коллекшн» в I квартале взыскала на 20% меньше, сообщил ее гендиректор Дмитрий Теплицкий. О таком же падении в январе – марте «Ведомостям» рассказал представитель коллекторской компании, входящей в топ-5.
Главная причина падения – ограничение количества контактов, предусмотренное новым законом, указывает Воронин. Закон о защите должников запрещает звонить должникам чаще одного раза в сутки, двух раз в неделю и восьми раз в месяц.
Клейменов рассказывает, что при планировании бюджета «Финколлекта» компания закладывала некоторое снижение взыскания, но ожидали его позже – со II квартала. К падению сборов готовились и в «Актив бизнес коллекшн».
Должники вправе отказаться от переговоров со взыскателем – это предусмотрено законом. Но вместо письменного отказа, который они должны направить коллектору заказным письмом, должники бросают трубку, сетует Клейменов. : «Клиенты считают, что по новому закону любой звонок коллектора уже нарушение». Однако в законе нет четкого определения, что считать контактом с должником, говорит он, «Финколлект» под ним подразумевает уже состоявшийся диалог, когда сотрудник представился и объяснил причину звонка. «Мы засчитываем контакт, если работник донес позицию о необходимости погасить долг и получил конструктивную обратную связь должника», – рассказывает зампред правления «Сентинел кредит менеджмента» Александр Савинов (компания принадлежит Альфа-банку). Другие коллекторы («Секвойя», ГК «Финансовые услуги») считают это правильным, но действуют более осторожно: если связь оборвалась в самом начале разговора, должнику они не перезванивают.
Эффективность взыскания напрямую зависит от того, насколько контактны должники, говорит Савинов. А Клейменов уверяет, что показатели служб взыскания страдают из-за неполноценного описания работы взыскателей в законе, финансовой и юридической неграмотности населения, активности псевдоюридических компаний, а также жестких ограничений закона, которые влияют только на белый рынок, тогда как серые игроки работают бесконтрольно.
В 2017 г. коллекторы пошли со старым долговым портфелем, который мало обновляется из-за отсутствия активных темпов роста розничного кредитования в 2015–2016 гг., говорит Савинов. Из-за этого и вступившего в силу закона многие компании работают сейчас на грани рентабельности, указывает Теплицкий: «Из-за падения сборов снизилась и зарплата взыскателей».
Чтобы восстановить взыскание, «Финколлект» активнее предлагает клиентам рассрочки, реструктуризации, говорит Клейменов, кроме того, строже контролирует себестоимость взыскания: «Если показатель проседает, компания готова искать другие способы взаимодействия с клиентом и оптимизации затрат». Член совета директоров «Секвойи» Елена Докучаева ожидает, что в ближайшее время эффективность взыскания вырастет за счет увеличения банками сроков размещения долгов по агентской схеме с 2–3 месяцев до полугода. Савинов говорит, что к должникам, не захотевшим добровольно оплатить долг, агентства будут применять инструмент судебного взыскания: он эффективен, но дороже в использовании и долги возвращаются дольше.
Источник: Ведомости
БИТ.Управление задолженностью - специализированная CRM для коллекторских агентств, банков, МФО, КПК и предприятий из сферы ЖКХ
|